Наша фирма принимает заказы на специальные бункера типа люкс, полулюкс и одинарные,
которые вас спасут от любых атомных бомб, включая нейтронную... Оплата по соглашению.
1Моя мама была комсомолочкой в красной косынке Теперь этой курткой, облупленной, мать иногда в которой томится картошка и от дыханья кастрюли словно от юного тела мамы, так и не обожжённой и не пробитой пулями Но есть на кожанке дырка, от ввинченного когда-то значка, четыре буковки: МОПР. Я принадлежу к поколению, что это обозначает... подростки семидесятых, значок «Ролинг стоунз» на «АББА» и «АББА» на «Элтон Джон»: МОПР – Международная организация Я успел поиграть этим значком, когда его перестала носить моя мама. Что было на этом значке? решётка тюремная, Руки, ломающие решётку? Или решётка, МОПР... Моей маме – семьдесят два года. Мама вышла на пенсию, и только поэтому не умирает. Мама продаёт газеты и её окружает собственный маленький мир, где мясник интересуется еженедельником «Футбол-хоккей», зеленшик – а продавщица молочного магазина – журналом «Здоровье». Эти благодарные читатели оставляют для мамы в своих магазинах то мороженую курицу – то пару кило апельсинов – то уважительно завёрнутый соотечественника Майн Лассила, кстати говоря, прекрасно переведенного Поэтому мама, «мой мясник», «мой зеленщик», и с гордостью чувствует, люди, Мама также продает значки с Гагариным, Мамина внучка, дочка моей сестры, с мозолями на подушечках пальцев на майке, в двух носит значок «Иисус Христос суперстар», но этот значок 2Мои взаимоотношения с Иисусом Христом были сложными, воспитанного на книге «Павлик Морозов». В церкви я не ходил – и креста не носил – Как сейчас, в раздевалке увидел я пионера, деловито повесившего на гвоздик оставив на шее дешёвенький крестик. Давным-давно на месте бассейна «Москва» был храм Христа-спасителя. и один позолоченный купол с крестом, не расколовшись от взрыва, как будто надтреснутый шлем великана. Здесь начали строить Дворец Советов. Все это закончилось плавательным бассейном, от испарений которого, говорят, в музее соседнем и жаль, что не был построен Христа я впервые увидел не в церкви – Это было в Сибири когда старуха молилась за сына, пропавшего без вести где-то на фронте, и била поклоны перед иконой, на бородатого партизана из фронтового киносборника, сделанного в Ташкенте Старуха кланялась богу, когда её подсекают Старуха кланялась богу, когда в траве собирают Старуха молилась богу, и бог молился старухе, ...Конокрадство Тогда была просто Россия во имя «спасенья искусства» возможность молиться богу, у бога С тех пор я видел много Христов: церковных, а однажды Христом чуть не сделался сам, когда меня пригласил Пазолини на главную роль в его ленте «Евангелие от Матфея», объясняя в письме на одно высокое имя, что фильм будет выдержан в духе марксизма, но даже это не помогло. И слава богу... мне всегда казалось, что место Христа – 3Но недавно в совсем непохожей на избу муниципальной галерее я увидел особенного Христа, из которого будто бы вынули кости... Без малейшего намека на плоть или дух, Христос беспомощно, верней, свисала его оболочка, лишенная тела, с плеча усталого ученика, как будто боксерское полотенце или словно большая тряпичная кукла, из которой кукольник вынул руку... Итальянский профессор, с глазами несостоявшегося карбонария мне сказал, но имя художника неизвестно, и все выдающиеся искусствоведы скребут затылки над смыслом картины, но не выскребается ничего. Я стоял пород этой картиной, к помощи собственного затылка, поскольку давно не слишком надеюсь на содержимое головы. Мне кажется, рассыпанное по событиям, (любой из которых – тоже событие), не умещается в содержимом любой головы, Думать – но если не думать – И я думал о смысле этой картины, висевший рядом с окном, на картину, облака, так редко думающей о небе. Я подошел поближе к окну и увидел, прилегли на красную черепицу и смотрят внимательно на людей, расплющенных тяжестью притяженья. Люди стояли у витрин магазинов как перед картинами, располагало к отсутствию мыслей, за исключением единственной – Люди гуляли и пили кофе, видимость мышления создавая при помощи медленного подниманья чашечки белой над белым блюдцем, и многозначительно выпускали ничего не значащий дым сигарет. (Мне когда-то сказал один режиссёр, любят курить задумчиво в кадре, потому что задуматься неспособны...) Это был хаос, ибо отсутствие мысли в порядке Все было похоже на оболочку Христа, из которого выпущен воздух... На деревянной открытой эстраде духовой оркестр пожарной команды играл попурри из венских вальсов, и звяканье ложечек в чашках кофе было как будто бы часть попурри. Содержимое площади тоже было попурри из людей всемирного попурри, кем-то составленного из нас. Перуджийские ловкие антиквары, нахохлённо-хищные, словно грифы, всучивали подагрическим леди (похожим на руины, монеты эпохи Веспасиана, ещё тепловатые от серийного изготовленья. Цыганёнок в декоративных лохмотьях агрессивно выклянчивал подаянье, а рядом – цыганский вожак пересчитывал деньги, их перехватывая резинкой, как честную дань, собрали художественные лохмотья его бесчисленных сыновей. Суданка в тюрбане, падающую башню в Пизе, прихлебывала из мельхиоровой миски с ярко-зеленым колесиком лимона воду для омовения рук, но с лицами падших патрициев официанты делали вид, поступали все римские императрицы. Два мрачных иранца, о чем-то вполголоса совещались, и тень сурового аятоллы над ними покачивалась Свободные от проблем всего мира, за исключением сексуальных, несколько местных парней – в провинциальные казановы – зазывно поигрывали ключами от машин, и комментировали друг другу входящие в поле зрения ноги и то, из чего эти ноги растут. Были гораздо сочнее в своих выраженьях, чем политические обозреватели, обозреватели ног, «интернационалисты» хорошеньких ног. Ноги были действительно интернациональны: итальянские – неумолимо пробившимися сквозь порезы после неумелого обращения с бритвой; скандинавские – в которых пульсирует голубая вода из фиордов; немецкие – словно обрызганные гамбургской горчицей; французские – выглядящие английские – природой созданные для стремян; американские – словно столбы баскетбольных щитов; латиноамериканские – схваченные серебряными цепочками у щиколоток, будто бы крошечными кандалами, чтобы ноги куда-нибудь не убежали от хозяек; испанские – религиозно бледные перед тем, что с ними может случиться через минуту; африканские – с розовыми лепестками застенчивых пяток; японские – когда они обнимали спины своих матерей... Среди этой выставки ног только трое китайских студентов, как бы не обращая вниманья на капиталистические ноги, вцепившись друг в друга, слегка испуганно, как несгибаемые борцы. Площадь была похожа на эту поэму, или поэма Все вместе не складывалось, не находило общего ритма. Всё разваливалось. соединительного... И вдруг на площади появились два худеньких, быстрых и чётких подростка, один из которых за липкую дужку нёс покачивающееся ведерко с маленьким озером клея, торчала малярная кисть, как весло. Подростки были в форменных комбинезонах конфетной фабрики «Перуджина», и шоколадные жирные пятна клеймами въелись в их рукава, но было у этих рабочих подростков что-то такое несладкое в лицах, как будто мерцали у них под бровями забытые мопровские значки. Кисть выпрыгнула из ведра и стала частью руки одного из подростков. Второй подросток, на этот оркестр, на сидящих под тентом глотателей музыки вместе с кофе, один за другим стал клеить плакаты на шатком заборе от края эстрады до мостовой, и, перечеркнутая крест-накрест, возникла нейтронная чёрная бомба под пританцовывающими каблуками пожарников, который к эстраде уже подползал. И закричали сквозь венские вальсы, как на пиру Валтасара, буквы: «Остановите нейтронную бомбу И два подростка в толпе исчезли, используя эту простую возможность исчезнуть в толпе, пока не исчезла толпа. И один казанова провинциальный, рванувшись за тоненькой таиландкой, вляпался джинсовым мокасином с белой веревочной подошвой в лужицу клея и дергал ногою, не в силах ее отодрать от земли. Вот это был клей! и площади этой, и этой эпохи, казалось, расколотой навсегда, и меня самого, расколотого эпохой. И я делающих шоколад и бомбы, сквозь попурри всех запахов смерти почувствовал запах той старой кожанки, как будто бы два итальянских подростка, морщины разглаживая на плакатах, морщины разгладили и на ней. А в галерее муниципальной дремал, смотритель музея, к обществу сотен Иисусов Христов, но тот Христос – вздрогнул и стал наполняться жизнью, а если не жизнью – Если эти подростки не ходят в церковь, то Христос им простил. христианней святош с крестом и напалмом те, кто хочет спасти от войны христиан. А может быть, произошло от креста, на котором был распят сын плотника из Галилеи, чей взгляд словно заповедь: «Не убий!»? 4Когда-то мама была активисткой Союза воинствующих безбожников. Кажется, он и теперь существует, воинствуя, впрочем, гораздо скромнее. Раньше воинствовали – и переносном смысле – Но бабушка тайно меня окрестила, и был у меня освящённый крестик, который лежал в жестяной коробке от николаевских леденцов рядом с поблекшим Георгием деда и устаревшим значком, четыре буковки: МОПР. А в сорок пятом открыла мама неподдающуюся коробку, и соскользнули с её ладони медали Отечественной войны, звякнув о мой ненадеванный крестик. Наши реликвии в этой коробке соединились, как в братской могиле и краткая надпись была на крышке как на плите жестяной надгробной над леденцовым купцом, добавить к фамилии инициалы: «Ландрин». Мама Мама пела на фронте с грузовиков и танки, в бой уходя, серебристые блестки с концертного платья мамы и увезли её голос, После войны рядом с буфетом, обнимая девчонок в прическах под юную Дину Дурбин, но слушая сорванный голос и даже не подозревая, Мы молча брели из «Форума» в наш дом на Четвёртой Мещанской, и концертное платье мамы, отдавшее танкам все блёстки, по асфальту шурша, зацепилось за лежащий совсем одиноко лейтенантский погон, чуть блестели три звёздочки. не блестело вокруг ничего. Дома мама сняла свой парик морковного цвета, и её голова, стала совсем беззащитной, как голова молоденького солдата, когда он снимает И я зашептал, «Мама, И мама заплакала, Мама и проиграла 5Мама стала работать в Мосэстраде администратором детского отдела, волоча на себе меня брошенную моим отчимом (одновременно кудрявеньким и лысеньким аккордеонистом) после её нежелательного появленья в мире, наполовину Мама брала домой и переписывала рапортички концертов, где проставляла фамилии авторов исполняемых произведений, после чего Единственная сберкнижка мамы была всё та же коробка «Ландрин», где очень редко соприкасались деньги Покачивая кроватку сестрёнки носком ботинка, на пустырях о консервные банки, и слушая хриплую скороговорку Вадима Синявского с берегов весьма туманного Альбиона, где Бобров прорывался я переписывал эти треклятые рапортички и добросовестно увеличивал вклады Блантера, Соловьева-Седого, а после фамилии Дунаевский, так часто встречавшейся, в глазах от усталости, Из-за этого Но когда попадалась фамилия я почему-то старался её выводить Иногда, почти засыпая от переписывания чужих фамилий, где-нибудь между «Матрёшкин» и «Трёшкин» я ставил своё и смотрел на него с непонятным чувством, а спохватившись, К маме приходили гости – из красных шуб доставая и пожилые снегурочки, второй пли третьей женой чье имя Вадим Шершеневич я не встречал в рапортичках. Женщина-каучук, превращалась в домашнего котёнка и свернувшись калачиком в кресле, вязала моей сестренке пинетки. А Змей Горыныч, по прозвищу Миля, расчерчивал пульку для преферанса и очень старался проигрывать маме, потому что он знал, Красная Шапочка жаловалась на фронтовые раны, а сорокалетняя крошечная травести с глазами непойманного мальчишки, хлопоча у плиты, что меня после школы в своей чистенькой комнатке на Красносельской, где над свежими сахарными подушками её фотография Я любил и люблю этих маленьких незнаменитых артистов, потому что в них больше актёрского братства, чем в знаменитых. Жаль, был не у мамы моей ибо там не нашлось бы Иуды и ужин бы не был последним. Мама крутила начинку для сибирских пельменей из мяса, Баба-Яга толкла в ступке Василиса Прекрасная мечтательно делала фаршированную рыбу и однажды зафаршировала свою упавшую бирюзовую сережку. А одна жонглёрша – делала что-то и всё это вместе ставилось на общую скатерть. Это было как международные съезды работающего для детей, Снегурочки поумирали от инфарктов и тромбофлебитов, но и после смерти они не могли без детей показывая ангелам почетные грамоты добивались работы И мне кажется – мёртвые снегурочки и сейчас работают на которую приходят 6Мама, сквозь прозрачных от голода детей Ленинграда, пришедших на всемирную елку погибших детей. Пискаревские высохшие ручонки тянутся к желтым фонарикам а когда срывают, Дети Освенцима захлёбываясь газом, стеклянный шарик, хотя бы немножечко кислорода. Вырезанные из животов матерей неродившиеся младенцы Сонгми подползают к рыдающему Серому Волку. Красная Шапочка взорванных бомбами Сальвадорские дети, раздавленные карательным танком, в ужасе отшатываются Бесконечен хоровод погибших детей вокруг их всемирной ёлки. А если взорвётся нейтронная бомба, тогда вообще не будет детей: останутся только детские сады, где взвоют игрушечные мишки, плюшевую грудь до опилок, и затрубят надувные слоны Спасибо, Сэмюэл Коэн за вашу новую американскую «игрушку» – по ту, которой играют дети, а ту, которая играет детьми, пока не останется ни одного ребенка... За исчезновение очереди в «Детском мире», за переставшие быть дефицитными бумажные пелёнки, за Диснейленд, никто ничего не сломает, за кукол, которым не угрожает жестокое отрыванье косичек, за окна, за карусельных, поскрипывающих в мировой пустоте, за бережно оставленные на бельевых веревках детские колготки, от пряток среди колючек... Настанут последние всемирные прятки. Детей не будет. На целехоньких улицах будут лежать целехонькие часы с застегнутыми браслетами и ремешками, ещё сохраняющими форму осыпавшиеся с пальцев обручальные кольца, опавшие с женских мочек и только целехонькие пустые перчатки будут сжимать целёхонькие баранки целехоньких автомобилей. Вся международная выставка ног в Перудже испарится: с горсточками пепла на стельках с золотым тисненьем, и между этих замшевых и лакированных урн будет ползать, полурасплавленная цепочка со щиколотки Мамы тоже не будет. на котором перелистывает атомный ветер ставшие антикварными плесневеюшие издания: еженедельник «Футбол-хоккей», журналы «Америка» и «Здоровье». И только призрак превратившегося в пар маминого мясника будет по привычке оставлять призрак мороженой курицы – соотечественницы Мопассана из страны, где на книжных полках целехонький Мопассан и ни одного уцелевшего соотечественника. И увидит, нажав хиросимскую кнопку, новый майор Фирби, как превратится Европа и майор не успеет сойти с ума, ибо сам превратится в призрак. Мама редко высказывается о политике, но вот что она сказала однажды, вернувшись из магазина обоев, расположенного на бульваре Звёздный, где ей пуговицы невзначай оборвали, когда «выбросили» обои из ГДР: «Боже, Из-за этого, наверно, И я представил набитых обоями, бриллиантами, японскими проигрывателями, где будет всё, Подушки начнут воровать из музеев неандертальские черепа. Рубашки Детские коляски будут качать заспиртованных младенцев из мединститутов. Бритвенные лезвия захотят зарезаться Состоится массовое повешение галстуков на деревьях. Книги устроят самосожжение, тоскуя по глазам и пальцам. Вещи, возможно, адаптируются. Вещи сами начнут ходить в магазины и, наверно, устроят всемирную свалку, когда пройдёт непроверенный слух, что в каком-нибудь магазине на окраине «выбросили» человека. Вещи обязательно политически перессорятся, и, возможно, какой-нибудь зарвавшийся холодильник придумает новую нейтронную бомбу, уничтожающую только вещи и оставляющую целехонькими Но что останется, Поднявший атомный меч 7Над обезрыбевшим Тибром ночью витают не призраки легионеров, а наркоманов дрожащие тени, с ноздрями, белыми от кокаина, с руками, исколотыми насквозь. По старой своей подмосковной привычке, я каждое утро бегал над Тибром и слышал люд кедами тоненький хруст. Я остановился однажды увидев десятки разбитых ампул и одноразовых шприцев, валявшееся в итальянской крапиве чье-то растоптанное лицо. Лицо было русским. с красным гончарным загаром работы, с белыми лучиками морщинок возле особенных – |