Вступительное слово про Витьку Кораблёва и друга закадычного – Ваню Дыховичного. Что случилось с пятым «А»? Как вам это нравится: Вера Павловна сама С ним не может справиться! От стены к доске летели, Как снаряды «Фау-2», То тяжелые портфели, То обидные слова. Бой кипел, и в тайных целях Кто-то партой дверь припёр. Но и драка на портфелях Не решила этот спор. Раз такая кутерьма – Ожидай не то еще! Что ж случилось с пятым «А», Почему побоище? Догадалась чья-то мама – Мамы вечно начеку: «Это проигрыш “Динамо” В первом круге “Спартаку”». «Нет, – сказал отец Олега, – Спорят там, наверняка, Кто допрыгнет без разбега До дверного косяка». И послали в поздний час – В половине пятого – Разбираться в этот класс Пионервожатого. Пионервожатый Юра Крик услышал со двора: «Всех главней – литература!» А в ответ неслось: «Ура!» Но сейчас же крикнул кто-то Из раскрытого окна: «В век космических полётов Только техника нужна!» И решил вожатый вмиг: «Сам был в пятом классе я – Всё понятно, – там у них Просто разногласия». Первый голос был обычный – И не резок, и не груб, – Это Ваня Дыховичный, Всем известный книголюб. Ну а голоса второго Трудно было не узнать – Только Витьке Кораблёву Мог такой принадлежать! Ну, теперь для пап и мам Всё яснее ясного: Не случилось в пятом «А» Ничего ужасного. * * *Ваня – необыкновенный, Ну такой рассказчик был! – Что подчас на перемены Целый класс не выходил. Языки болтали злые, Что он слишком толстый, – пусть! Но зато стихи любые Ваня шпарил наизусть: Про Мадрид и про Алтай, Про отважных конников... И пол-класса, почитай, Ваниных сторонников. Ну, и Витька тоже в массе Заимел авторитет: Сделал Витька в третьем классе Гидро-пневмо-пистолет. Испытанье за рекою Он устроил для ребят – Пистолет стрелял водою Метров на́ сто пятьдесят! И по всем дворам вокруг Всем дружкам-приятелям Было лестно, что их друг Стал изобретателем. Если Витьке оба глаза Толстым шарфом завязать, Он на ощупь может сразу Два транзистора собрать. Сконструировал подъёмник В сорок лошадиных сил И вмонтировал приёмник В холодильник марки «ЗИЛ». Месяц что-то мастерил Из кастрюль и провода, – И однажды подарил Витька школе – робота! Что-то Витька в нем напутал: Всем законам вопреки Робот раньше на минуту На урок давал звонки; Он еще скользил по полу И врывался к Витьке в класс... Деда Витькиного в школу Вызывали много раз. «С Витькой мне не совладать, У него наследственность, – На него должна влиять Школьная общественность; Не кончал я академий – Вы решайте», – дед сказал... Кстати, дед и сам всё время Что-то там изобретал. ...И устроили собранье: Стали думать и гадать, Как на Витьку и на Ваню Целым классом повлиять... У историка ходил Ваня в званье лучшего, В математике он был – В роли отстающего. Он – знаток литературы, Тут четверки – ни одной; На уроках физкультуры – Притворялся, что больной. А на всех соревнованьях: «Кораблев – вот это да!» Ну а Дыховичный Ваня Был... болельщиком всегда. Витька книжек не читал, Знал стихи отрывками; Запинался, и писал С грубыми ошибками. А однажды на уроке Сказанул такое он!.. Будто – во Владивостоке Протекает Волго-Дон. Путал даты он несносно, – Сам учитель хохотал. Но зато молниеносно Он делил и умножал. * * *...Шло собранье – шум и гам, Каждый хорохорится. Разделились пополам – Так удобней ссориться. И девчонки там и тут Разделились поровну – И поддерживают ту И другую сторону. Раньше в девичьем народе Наступал быстрее мир – Тот, кто в классе верховодил, Тот и был у них кумир. А сейчас – два флага вьётся, Два пути – куда свернуть? Два великих полководца, Два вождя – к кому примкнуть? В общем – страсти накалились, Всё решилось впопыхах, – И подруги очутились Во враждебных лагерях. Эти хором: «Физкультура!» Но не сбить им тех никак – Те кричат: «Литература!» Эти снова: «Техника!» «Ванька слаб, а Витька – ловкий, Сам он робота собрал!» – «А Титов на тренировки Пушкина с собою брал!» Им бы так не удалось Спор решить неделями – Всё собрание дралось Полными портфелями. Но, услышав про Титова, Все по партам разошлись, – После Ваниного слова Страсти сразу улеглись. И когда утихла ссора, Каждый начал понимать, Что собрались не для спора – А обоим помогать. И придумало, как быть, Бурное собрание: Их друг к другу прикрепить – В целях воспитания. * * *Витька с Ванею – в чем дело, Не могли никак понять, – Но... собранье так хотело – Значит, надо выполнять. «Значит, так – бегом до Химок!» – Витька Ване приказал. Ваня зубы сжал, весь вымок, Но до дому добежал. И напрасно хохотал Кораблев над Ванею: Дома Ваня Витьке дал Книгу про Испанию. Было много ссор и шума – Ни присесть, ни полежать, – Ведь вначале каждый думал, Как другого измотать. Ваня просто чуть не плачет: То присядь, то подтянись, То возьми реши задачу, То приемником займись!.. Но и Витьку он добил Рыбами и птицами, – Тот теперь стихи учил Целыми страницами!.. Как-то Витька Ваню встретил И решил ему сказать: «Знаешь, Ванька, я заметил – Интересно мне читать!» И ответил Ваня сразу: «Щупай мышцы на руке! Я теперь четыре раза Подтянусь на турнике! Хорошо, что приобщил Ты меня к атлетике. А вчера я получил “пять” по арифметике!» И захохотали оба, И решили меж собой, Что они друзья до гроба, В общем – не разлить водой! ...Может, случай не типичный, Но во множестве дворов Есть и Ваня Дыховичный, Есть и Витька Кораблёв. И таких примеров – тьма, – Можно в школе справиться... Вот что было в пятом «А»! Как вам это нравится? 1970
|