Вступительное слово
про Витьку Кораблёва
и друга закадычного –
Ваню Дыховичного.


Что случилось с пятым «А»?
Как вам это нравится:
Вера Павловна сама
С ним не может справиться!

От стены к доске летели,
Как снаряды «Фау-2»,
То тяжелые портфели,
То обидные слова.

Бой кипел, и в тайных целях
Кто-то партой дверь припёр.
Но и драка на портфелях
Не решила этот спор.

Раз такая кутерьма –
Ожидай не то еще!
Что ж случилось с пятым «А»,
Почему побоище?

Догадалась чья-то мама –
Мамы вечно начеку:
«Это проигрыш “Динамо”
В первом круге “Спартаку”».

«Нет, – сказал отец Олега, –
Спорят там, наверняка,
Кто допрыгнет без разбега
До дверного косяка».

И послали в поздний час –
В половине пятого –
Разбираться в этот класс
Пионервожатого.

Пионервожатый Юра
Крик услышал со двора:
«Всех главней – литература!»
А в ответ неслось: «Ура!»

Но сейчас же крикнул кто-то
Из раскрытого окна:
«В век космических полётов
Только техника нужна!»

И решил вожатый вмиг:
«Сам был в пятом классе я –
Всё понятно, – там у них
Просто разногласия».

Первый голос был обычный –
И не резок, и не груб, –
Это Ваня Дыховичный,
Всем известный книголюб.

Ну а голоса второго
Трудно было не узнать –
Только Витьке Кораблёву
Мог такой принадлежать!

Ну, теперь для пап и мам
Всё яснее ясного:
Не случилось в пятом «А»
Ничего ужасного.

* * *


Ваня – необыкновенный,
Ну такой рассказчик был! –
Что подчас на перемены
Целый класс не выходил.

Языки болтали злые,
Что он слишком толстый, – пусть!
Но зато стихи любые
Ваня шпарил наизусть:

Про Мадрид и про Алтай,
Про отважных конников...
И пол-класса, почитай,
Ваниных сторонников.

Ну, и Витька тоже в массе
Заимел авторитет:
Сделал Витька в третьем классе
Гидро-пневмо-пистолет.

Испытанье за рекою
Он устроил для ребят –
Пистолет стрелял водою
Метров на́ сто пятьдесят!

И по всем дворам вокруг
Всем дружкам-приятелям
Было лестно, что их друг
Стал изобретателем.

Если Витьке оба глаза
Толстым шарфом завязать,
Он на ощупь может сразу
Два транзистора собрать.

Сконструировал подъёмник
В сорок лошадиных сил
И вмонтировал приёмник
В холодильник марки «ЗИЛ».

Месяц что-то мастерил
Из кастрюль и провода, –
И однажды подарил
Витька школе – робота!

Что-то Витька в нем напутал:
Всем законам вопреки
Робот раньше на минуту
На урок давал звонки;

Он еще скользил по полу
И врывался к Витьке в класс...
Деда Витькиного в школу
Вызывали много раз.

«С Витькой мне не совладать,
У него наследственность, –
На него должна влиять
Школьная общественность;

Не кончал я академий –
Вы решайте», – дед сказал...
Кстати, дед и сам всё время
Что-то там изобретал.

...И устроили собранье:
Стали думать и гадать,
Как на Витьку и на Ваню
Целым классом повлиять...

У историка ходил
Ваня в званье лучшего,
В математике он был –
В роли отстающего.

Он – знаток литературы,
Тут четверки – ни одной;
На уроках физкультуры –
Притворялся, что больной.

А на всех соревнованьях:
«Кораблев – вот это да!»
Ну а Дыховичный Ваня
Был... болельщиком всегда.

Витька книжек не читал,
Знал стихи отрывками;
Запинался, и писал
С грубыми ошибками.

А однажды на уроке
Сказанул такое он!..
Будто – во Владивостоке
Протекает Волго-Дон.

Путал даты он несносно, –
Сам учитель хохотал.
Но зато молниеносно
Он делил и умножал.

* * *


...Шло собранье – шум и гам,
Каждый хорохорится.
Разделились пополам –
Так удобней ссориться.

И девчонки там и тут
Разделились поровну –
И поддерживают ту
И другую сторону.

Раньше в девичьем народе
Наступал быстрее мир –
Тот, кто в классе верховодил,
Тот и был у них кумир.

А сейчас – два флага вьётся,
Два пути – куда свернуть?
Два великих полководца,
Два вождя – к кому примкнуть?

В общем – страсти накалились,
Всё решилось впопыхах, –
И подруги очутились
Во враждебных лагерях.

Эти хором: «Физкультура!»
Но не сбить им тех никак –
Те кричат: «Литература!»
Эти снова: «Техника!»

«Ванька слаб, а Витька – ловкий,
Сам он робота собрал!» –
«А Титов на тренировки
Пушкина с собою брал!»

Им бы так не удалось
Спор решить неделями –
Всё собрание дралось
Полными портфелями.

Но, услышав про Титова,
Все по партам разошлись, –
После Ваниного слова
Страсти сразу улеглись.

И когда утихла ссора,
Каждый начал понимать,
Что собрались не для спора –
А обоим помогать.

И придумало, как быть,
Бурное собрание:
Их друг к другу прикрепить –
В целях воспитания.

* * *


Витька с Ванею – в чем дело,
Не могли никак понять, –
Но... собранье так хотело –
Значит, надо выполнять.

«Значит, так – бегом до Химок!» –
Витька Ване приказал.
Ваня зубы сжал, весь вымок,
Но до дому добежал.

И напрасно хохотал
Кораблев над Ванею:
Дома Ваня Витьке дал
Книгу про Испанию.

Было много ссор и шума –
Ни присесть, ни полежать, –
Ведь вначале каждый думал,
Как другого измотать.

Ваня просто чуть не плачет:
То присядь, то подтянись,
То возьми реши задачу,
То приемником займись!..

Но и Витьку он добил
Рыбами и птицами, –
Тот теперь стихи учил
Целыми страницами!..

Как-то Витька Ваню встретил
И решил ему сказать:
«Знаешь, Ванька, я заметил –
Интересно мне читать!»

И ответил Ваня сразу:
«Щупай мышцы на руке!
Я теперь четыре раза
Подтянусь на турнике!

Хорошо, что приобщил
Ты меня к атлетике.
А вчера я получил
“пять” по арифметике!»

И захохотали оба,
И решили меж собой,
Что они друзья до гроба,
В общем – не разлить водой!

...Может, случай не типичный,
Но во множестве дворов
Есть и Ваня Дыховичный,
Есть и Витька Кораблёв.

И таких примеров – тьма, –
Можно в школе справиться...
Вот что было в пятом «А»!
Как вам это нравится?
1970