Еще темно, а на южном небе – стальная, упругая синева. Час перед рассветом. А уже из ангаров выводят военные самолеты – Покачиваясь на своих шасси, Они медленно начинают расталкивать утреннюю, напряженную тишину, И, когда на заводах еще не поданы знаки к утренней смене, Ударная школа пилотов начинает свой лётный день. Выстраиваясь в ряд, будущие пилоты ждут приказа к отлету. Одетые в синие комбинезоны, они спокойно садятся в кабины, Поправляют шлемы, спускают квадратные стекла очков. Механики пробуют моторы, деловито осматривают воздушный винт, Серые троссы, элероны, верхние и нижние крылья, – Уверенные, застывшие и жесткие, Заливают в цилиндры бензин. Перед отлетом четко идет проверка управления и приборов. Проба мотора на месте, короткий ответ – «готово», «Контакт!» – «Есть контакт!» – отвечает пилот; дальше – Торжественная и такая обычная минута, когда Двое механиков берутся за лопасть винта, – Он забирает сразу, ветер взвывает в наплывы «аго-уу» – Надо: прибавить «газу», вслушаться в работу аорт мотора-и, Внимательно проверив его по приборам – быстро Короткий разбег по земле – и почти незаметно взмывают по кривой вверх. Стройно вылетает, покачиваясь в свежеющем воздухе, Отряд курсантов на учебный аэродром. Начинает светать. И тает последняя серо-прозрачная кромка луны. Выжженное июльским солнцем огромное, ровное поле. База: здесь осторожно и бережно наливают в бидоны бензин. С легкой одышкой, призванный к делу, работает насос. Крытая розовой черепицей сторожка из ракушечного известняка, в стороне – Черный поднят перед началом учебных полетов куб. Легкий западный ветер. Запахи: травы, еле приметные – моря, и доминирующие-горючего и касторки. Буквою Т раскинуты по земле, где ведет работу звено – Серые брезентовые полотна, знак для посадки. Рядом – стартер с белым и красным флажками. Вслушивается и смотрит. Юный инструктор дает заданье курсанту – подняться в зону. Высота – 1200. Дать разворот, и Сделать срывы в «штопор». Сын токаря, маленький Рыбкин повторяет спокойно задачу. Он только что принял вызов товарища Глебова На лучшую технику, глубокий вираж, добавив – «на лучший расчет и посадку». Машина рулит, белый мелькает флажок стартера, – и У-1 медленно подымает хвост; наростает подъемная сила крыльев, Курсант набирает высоту. Под голубыми шатрами настойчивая развертывается учеба. Иногда в кабину садятся двое, курсант и инструктор – выправить недочеты в полете, Сделать уверенней ритмы, расставить зиянья и выверить взлетную строчку. К уху приложена трубка, чтоб слушать. В воздухе двое слиты единою волей, и аппарат послушливо выполняет приказ. Те, кто внизу, внимательно наблюдают, заслонивши глаз рукою от солнца. Читают «Пилот» и «Звезду». Следят за доскою соревнованья. Беседуют и чуть отдыхают. Второе звено соревнуется с первым. Здесь готовят третий безаварийный выпуск, И лётное утро гудит над аэродромом. Еще – в воздухе вырабатывается новое чувство земли. На помощь приходят зрение и обостренный слух, как у доктора, Подмечающего хрипы и шумы, самообладанье и мышцы, Альтиметр, счетчик оборотов мотора, и – воля Крепить отряды летающих большевиков. Вместе с инструктором следим за вертикальным виражем, Когда маленький У круто поворачивает крыла, И стремительно падает в синеву... Выйдя из зоны, пилот планирует против ветра, Выравнивает и, поставив на малый газ, «выбирает на себя», Опускается нос самолета – оперенье хвоста подымается выше, И машина, притихнув, как бы удивляясь – бережливо и нежно В разбеге коснулась желтеющих трав и земли. Механики, как няньки, бегут навстречу, хватают за крылья Наглотавшегося высоты летуна... Отдыхает мотор; и проходит спокойно разбор полета. Улыбается сдержанно сероглазый Рыбкин. Другие выходят на смену... Все выше подымается добела раскаленный обод. 10.30. Окончена первая часть лётного дня, и первый набросок аэропоэмы. 1931
|