Вот один иль единица
Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть – дверной замочек:
Верху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка –
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы «О» –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

– 1 –


В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.

А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

– 2 –


Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

– 3 –


Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:

Красный свет –
Проезда нет.
Желтый – Будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!

– 4 –


Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они – за две минуты.

– 5 –


Пред тобой – пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.

– 6 –


Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

– 7 –


Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель ваш.

– 8 –


Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой –
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.

А в шестой –
Седьмая,
А в седьмой –
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы: – Восемь!

– 9 –


К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать –
Носом будете клевать!

– 0 –


Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
– Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: – Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, –
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
1958