|
Как мы певали, Маша! Только припомни, Маша! Полночь на горизонте – клуб опустел, утих. Но в самой далекой комнате мечется песня наша. В двенадцать певцов капелла, каждый споет за двоих. В нотных значках скрываются горе, любовь и счастье. Мы извлекали их к жизни из типографской тьмы. Мы исполняли гимны в начале торжественной части. В конце торжественной части их повторяли мы. Мы выступали в концертах в сопровождении трубном, И мне мерещилось – сцена изображает юг. Где-то заплакали скрипки, где-то ударили бубны, Где-то воскликнули «браво!» Опера! Я пою. И вдруг из завкома является наш культработник Ваня. – Кончай, – говорит, – работу завтра в четыре часа. Гони, – говорит, – капеллу на смотр молодых дарований. Может быть, в вас скрываются действительно голоса... И вот мы глядим, робея, на классиков хмурые лица. И вот мы стоим за сценой. В зале потушен свет. В грохоте, в грохоте славы входит жюри и садится, – Пять человек, которым в сумме четыреста лет. Время движется медленно шагом своим черепашьим. Публика изображает море, прибой, волну. Профессор кивает ручкой, на сцену выходит Маша. Аккорд! – и песня бросается вниз головой, в тишину. Зал изменяется сразу. Маша им овладела. Маша бросает в ярусы горе, любовь, грозу. Сидящий в ложе завода родитель ее престарелый, Несмотря на военное прошлое, рукой утирает слезу. Все это происходит – мне кажется – в долю момента. Вот опустилась книзу Машина голова. И голуби, голуби, голуби, голуби аплодисментов Вылетели у зрителей из каждого рукава! К Маше подходит профессор – седая мохнатая птица. В голосе его тихом вдруг просыпается медь. Он начинает строго: – Маша, вам надо учиться! – А получается ласково: «Как вы будете петь!» А я?.. Жюри меня выслушало – признаюсь – без интереса. Кончил я. Лавров не видно. Оваций не слышно. Беда. Вижу, очки протирая, подходит ко мне профессор. – Жить, – говорит, – будете. Петь, – говорит, – никогда! – Маша, дуэта не вышло. Петь мы с тобой не будем. Что ж, говорю, зажгите, пожалуйста, в зале свет. Что ж, говорю я профессору, мы не такие люди, И от отсутствия голоса мы не умолкнем, нет. Слава моя, профессор, как видно, иного рода. Она не поет, моя слава, – неволить ее не хочу. Слава моя скрывается в цехах моего завода, И я ее вместе с орденом все-таки получу. Да здравствует творчество токаря! Песни моторов, взмытых В небо. Да здравствует музыка чугунного литья! Я знаю, что наша Родина будет страной знаменитых. Для каждого есть слава, – трудись – и она твоя. Каждую профессию мы превращаем в искусство. Страна мастеров заявляет: у нас второсортных нет. Мне не бывать Лоэнгрином. Это, конечно, грустно. Все-таки «Сердце красавицы», опера и балет. И ты, ты уходишь, Маша. Споем на мотив «Разлуки». Редко с тобою встречаться будем по вечерам. Тебя берет государство в суровые, нежные руки, Вручает тебя старейшим, строжайшим профессорам. Но ты, – ты останешься прежней, в театрах Владивостока Иль на заводах Воронежа мы встретимся. Тишина. Тогда к знаменитой певице подойдет знаменитый токарь, И нам, улыбаясь, будет аплодировать вся страна. Нет, я не хвастаю, Маша. Но помечтать я вправе. Я знаю свою силу. Я знаю свою страну. Так спой на прощанье песню о доблести и о славе, И я, невзирая на голос, все-таки подтяну! 1934
|