1


Городок у берега,
Пальмы, пальмы, пальмы...
Мы с тобой в Америке, –
Вот куда попали мы.

Мы с тобой в Америке,
Где-то в южном штате.
В городке у берега
Погостим, читатель?

Город тихий, маленький,
В стороне от трассы.
Девочки и мальчики
Утром ходят в классы.

И читают дети
По дороге в школу:
«Пейте, пейте, пейте,
Пейте кока-колу!»

По асфальту гладкому
За машиной плоской
Пробегут, зацокают
Лошади с повозкой.

Засверкав, закружатся
Спицы мотоцикла,
И затихнет улица –
К тишине привыкла.

Тут монтер по городу
Ходит утром ранним
С разными отвертками –
С мастерской в кармане.

Тут в аптеке – сладости!
Пирожки с орехами.
Что ж, читатель, радуйся
Вот куда приехали!

2


Живет мальчишка в городке,
Он черен до того –
В сарае, в темном уголке,
И не найдешь его.

И не найдешь, хоть рядом стой, –
Малыш сольется с темнотой.
Но зубы белые блеснут –
И сразу видно: вот он! Тут!

Зовут мальчишку Томом,
С утра, часов с семи,
Играет перед домом
Он с младшими детьми.

Он нянчит черных, голых
Братишек и сестер,
Смеется во весь голос,
Поет им всякий вздор.

Сестренкам чернолицым
Он обещал не раз:
– Вот я начну учиться –
Начну учить и вас.

Он славный мальчик, этот Том!
Еще мечтает он о том,
Как по дорожке лунной
Он влезет на луну.
Вот удивятся люди,
Воскликнут: «Ну и ну!»

Потому на пристани
Ждет он дотемна,
Смотрит долго, пристально,
Как блестит луна,
Как бежит волна.

3


Что случилось? Не пожар ли?
Слышны крики белых мам.
Раздается: – Чарли! Чарли!
Джимми, Джонни, по домам!

Городок шумит, встревожен.
(Где спокойствие, покой?)
Все твердят о чернокожем,
О каком-то чернокожем...
Кто же, кто же он такой?

Он идет в рубашке новой,
Новичок черноголовый.
В башмаках, не как-нибудь,
Он с утра пустился в путь.
И, прижав его к груди,
Мать сказала: – Ну иди... –

Но стоят на перекрестке
Дети, взрослые, подростки
И кричат все вместе, разом:
– Здесь не место черномазым!

Объяснить им хочет Том:
Подождите, дело в том –
Башмаки не зря надел он:
-Обещал учитель белый,
Обещал, что примет в класс.
Мать сказала: – В добрый час.

Но кричат все вместе, разом:
– Потерял учитель разум!
Помогает черномазым!

Пусть толпа стоит стеной,
Всюду злые лица –
Он пройдет любой ценой,
Пробует пробиться.

И опять, что с ним ни делай,
Он твердит в который раз:
– Обещал учитель белый,
Обещал, что примет в класс!

Чья-то сильная рука
Отшвырнула паренька,
А мальчишки во все горло
Завопили: – Черный! Черный!
Черномазый! В печку лазил!

Важно девочка в панаме
Оглядела малыша,
Говорит нарядной маме:
– А у негров есть душа?

Словно загнанный птенец,
Мальчик чернолицый.
Кто-то должен наконец
За него вступиться?

Учитель, белый человек
В потертой куртке старой,
Седые волосы как снег,
Кричит: – Оставьте парня! –

Ему в ответ со всех сторон:
– За черных он! За негров он!
– За негров ты! – грозят ему.
– Ты захотел попасть в тюрьму?
– Запомни: в нашем штате
Заступники некстати!

– За черных он! Позор! Позор! –
Все снова забурлило,
И напирает на забор
Какой-то заводила.

И сразу в окна град камней!
– Учитель будет поумней!
Угрозам, крикам нет конца:
– Гоните черного мальца!
– Гони чертенка черного
На все четыре стороны!

Кулаки сжимает мальчик.
Сердце прыгает, как мячик.

Почему сейчас не вечер?
Темнота нужна ему.
В темноте он незаметен,
Он бы мог нырнуть во тьму.

Он бы мимо шумных улиц
Незамеченный бежал.
Чтобы зубы не блеснули,
Он бы их покрепче сжал.

4


Городок у берега,
Пальмы, пальмы, пальмы...
Мы с тобой в Америке, –
Вот куда попали мы.

На улицах просторных
Стучись хоть в каждый дом –
Жильцов не пустят черных:
– Мы черным не сдаем!

Здесь негритянка нянчит,
Ласкает паренька,
Но подрастает мальчик,
И смотрит белый мальчик
На негров свысока.

А негритенка Тома
Тут не пустили в класс.
Один в сарае темном
Он прячется сейчас.

«Как быть?» – читатель, спросишь,
Покоя мне не дашь.
Но мы с тобой тут гости,
Порядок здесь не наш.

Домой, домой, читатель,
Уедем, улетим!
Остаться в этом штате
Минуты не хотим!

Но мы забыть не сможем,
Нам не забыть о том,
Как люди с белой кожей
Тебя прогнали, Том!
1963